В строительной сфере и мебельной промышленности применяют несколько разновидностей древесно-плитных материалов. В представленном ассортименте особенно выделяется березовая и хвойная фанера за счет прочности, долговечности и универсальности использования. Для того чтобы определиться с материалами под конкретные виды работ, изучим их основные характеристики.
Хвойная или березовая фанера: что лучше?
Основные различия этих древесно-плитных изделий — в используемом сырье и технологиях производства.
Березовая фанера представляет собой многослойный материал из шпона березы, который пропитывается специальными вяжущими составами на основе синтетических и природных смол. Толщина изделия зависит от количества листов. Прочность и гибкость обеспечиваются взаимно перпендикулярным расположением шпона в смежных слоях.
Хвойная фанера изготавливается из слоев шпона хвойной древесины: сосны, ели. Листы проклеиваются вяжущими смолами для повышения эксплуатационных характеристик. Преимущества по сравнению с листами из березы — меньший вес и цена.
Древесно-плитные материалы подразделяются на виды в зависимости от типа используемого клея:
- ФК — шпон пропитывается карбамидоформальдегидными смолами для повышения износостойкости древесины, влагоотталкивающих свойств и прочности. Березовую или хвойную фанеру ФК используют в основном в жилых помещениях;
- ФСФ — слои склеиваются между собой фенолформальдегидными смолами, которые на порядок увеличивают водо- и термостойкость материала. Именно поэтому фанера ФСФ из березы или хвои применяется для наружной отделки строений, обустройства напольных покрытий в беседках, верандах и на террасах;
- ФОФ — ламинированный древесно-плитный материал. Это оптимальное решение для опалубки. Ламинированная фанера прочнее и устойчивее к агрессивной среде, чем материалы без покрытия. Защитная пленка повышает водоотталкивающие и прочностные характеристики изделия.
Кроме того, материал разделяется по сортам в зависимости от качества сырья и обработки. В соответствии с ГОСТом определяют четыре класса: 1 — не допускаются дефекты поверхности; 2 — возможно наличие незначительных изъянов породы; 3 — допускаются сучки до 6 мм не более 10 штук на кв. метр; 4 — дефекты обработки и древесины в неограниченном количестве.
В зависимости от сорта определяется и сфера применения древесно-плитных материалов. Первый и второй классы — чистовая отделка, третий и четвертый — черновые работы, производство тары.
Как отличить хвойную фанеру от березовой?
Сравним материалы по основным критериям: прочности на изгиб и сжатие, влагостойкости, устойчивости к гниению, стоимости.
Березовая фанера:
- прочность на изгиб и сжатие — 60-30 МПа соответственно;
- влагостойкость — высокая;
- стойкость к гниению — средняя;
- цена — высокая.
Хвойная фанера:
- прочность на изгиб и сжатие — 25-35 МПа соответственно;
- водостойкость — высокая;
- устойчивость к грибкам и плесени — высокая;
- цена — более доступная.
Березовая фанера имеет преимущество в прочности, а значит, и в плотности. Хвойный лист дешевле, но уступает в твердости. Устойчивость к влаге у материалов равная, тогда как сосновый шпон более устойчив к гниению.
Таким образом, если выбирать фанеру на пол между шпоном березы и хвои, то необходимо учитывать, что первый вариант плотнее и прочнее минимум на 25 %. Это означает лучшее сопротивление нагрузкам при небольшой толщине листа.
Березовая фанера: сфера применения
Возникает вопрос, какая фанера лучше: береза или сосна? Чтобы окончательно ответить на него, следует уточнить сферу применения материалов.
Отличия лиственной фанеры от хвойной заключаются в высокой прочности, плотности и долговечности. Именно поэтому березовые листы используют при внешней отделке зданий, вагоностроении, производстве временных ограждений, рекламных баннеров, в монолитном строительстве в качестве опалубочных щитов. Фанера ФК укладывается на пол, используется для создания перегородок и мебели.
Хвойные древесно-плитные материалы из-за красивой текстуры, хорошей сопротивляемости гниению и невысокой цены используются повсеместно: в отделке интерьеров, обустройстве черновых полов, обшивке стен в грузовых автомобилях и т. д.